Поиск

Особенности формирования образа будущего ребенка у беременной женщины

Беременность и солнце
Питание во время беременности
Первые трудности
Медицинское сопровождение беременности
Выбираем роддом
Сохранить здоровые зубы - это реально!
Питание беременных
Йога для беременных
Краснуха: тяжёлые последствия "лёгкой" болезни и как их избежать
Многоплодная беременность и рождение близнецов
Беременность и патология лор-органов
Перинатальный хламидиоз
Камни в желчном пузыре
Амулеты и талисманы материнства
Психология материнства
Будущая мама – модные превращения
Ранний токикоз беременных
Грамотная профилактика и лечение железодефицитной анемии у будущей мамы и ребенка
Bellefontaine = роскошная беременность
Изменения кожи во время беременности
Вода в цифрах
Особенности формирования образа будущего ребенка у беременной женщины
Пусть растет только животик!
Возраст и материнство в цифрах
Питание: злаки во время беременности
Схватки в цифрах
Летнее лакомство
Первый месяц беременности
Отдайте страхи в надежные руки
Склеротерапия
Миома матки
Ароматерапия во время беременности и родов

 

    Патрикеева Е.С. психолог родильного дома №3

 

Особенности формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в процессе психологической подготовки к родам.

   В последнее время всё больше внимания исследователи уделяют психологическим аспектам беременности. По их мнению, рост патологии беременности и перинатального развития ребенка ярко свидетельствует о том, что использование медицинского подхода методологически ограничено и не предоставляет возможности для формирования здорового поколения. [33; 51] 

     В работах Г.И.Брехмана, В.И.Брутмана, А.И.Захарова, Д.Пайнз, Г.Г.Филипповой и других сама беременность и внутриутробное формирование ребенка в этот период рассматриваются в качестве уникального психологического феномена, требующего соответствующих методов исследования и выходящего далеко за рамки чисто физиологических процессов. 

     Особое внимание современных исследователей направлено на изучение перцептивных процессов, сопровождающих беременность. Это становится особенно актуальным в контексте происходящих в обществе социально-политическими и научно-техническими преобразованиями, ведущими к разрушению традиционного образа семьи, ребёнка и пр. С происходящими в обществе переменами специалисты связывают такие явления как кризис семьи, падение рождаемости, значительный рост количества абортов, увеличение числа детей, оставленных матерями без попечительства сразу после рождения и позже. [8; 13; 17; 43]

     Актуальность данной проблемы обусловлена и тесной взаимосвязью перцептивных явлений, сопровождающих беременность, с проблемами формирования, развития и адаптации личности женщины, с трудностями принятия будущей матерью решения о сохранении (прерывании) беременности, о взятии ребенка из родильного дома (отказе от него после рождения или позже), с особенностями протекания беременности, родов, психического и физического развития дитя, а также с качеством взаимоотношений с ребенком после его рождения. [18;  30; 33;  38; 41; 46] 

     Современные исследователи отмечают, что формирование образа будущего ребенка у женщины начинается задолго до наступления первой беременности и продолжается на протяжении всего периода ожидания дитя. [41; 53; 62] 

     Понимая актуальность данной проблематики, а также наблюдая в практике взаимосвязь между «неблагополучным» образом ребёнка и многочисленными негативными последствиями (осложнённые роды, трудности в эмоциональном принятии ребёнка, замедленное или дезадаптированное развитие материнской сферы и родительской позиции), возникает вопрос: есть ли возможность в рамках психологической подготовки к родам тем или иным образам повлиять на формирование образа будущего ребёнка? И если можно, то каким образом? Для того, чтобы ответить на данные вопросы, необходимо понять, существуют ли особенности формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в рамках психологической подготовки к родам. Результаты практической деятельности и не подтверждённые исследованием данные наблюдения дают возможность предполагать наличие подобных особенностей.

     Итак, в качестве объекта данного исследования выступает группа беременных женщин, прошедших психологическую подготовку к родам по единой программе. Всего в исследовании участвовало 32 женщины в возрасте от 23 до 34 лет. Группа максимально выровнена по социально-демографическим и экономическим показателям в силу особенностей программы по подготовке к родам (подобные платные услуги на базе государственного родильного дома привлекают первородящих женщин т.н. среднего класса). Подробное описание выборки можно посмотреть в описании исследования (Глава III).

     Предмет же исследования  - особенности формировании образа будущего ребёнка в рамках психологической подготовки к родам. 

     Цель данного исследования состоит в том, чтобы установить и описать особенности формирования образа ребёнка во всём его многообразии в процессе психологической подготовки к родам.

     Были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существует ряд характерных особенностей формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в процессе психологической подготовки к родам.

2. Психологическая подготовка к родам способствует развитию формально-содержательных и эмоционально-оценочных характеристик образа будущего ребёнка у беременной женщины.

3. Психологическая подготовка к родам стимулирует «положительную» динамику в развитии образа будущего ребёнка у беременной женщины.

     На основании цели и гипотез можно выделить следующие задачи:

1. Изучение вопроса актуальности психологической подготовки к родам в России.

2. Анализ информации, посвящённой образу будущего ребёнка, с целью уточнения и конкретизации изучаемого феномена.

3. Проведение экспериментального исследования динамики развития образа будущего ребёнка у беременной женщины в рамках психологической подготовки к родам.

4. Выделение и описание особенностей формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в рамках психологической подготовки к родам.

5. Сравнение полученных данных с результатами исследований, проведённых на выборке женщин, не проходивших подобную подготовку.

     Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили положения о двойственной (социокультурной и телесно-чувственной) природе психического образа [35; 58] ; представления об уровневом строении образа [25; 36]; традиция рассмотрения материнства как социально значимой деятельности [8; 13; 23; 12]; представления об активности перцептивного образа как его важнейшей сущностной характеристике [6; 49].

     Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ документов (историй болезни, анамнестических данных), метод структурированного интервью, проективная методика «Я и Мой и ребёнок» (Филиппова Г.Г.), анкетирование.

     Для обработки данных были использованы методы математической статистики, количественный и качественный анализ полученных результатов.

 

Методика. Анализ полученных результатов.

   В данном параграфе необходимо описать не только процедуру диагностики, но программу психопрофилактики (психологической подготовки к родам). 

     Программа состоит из 7 занятий, каждое по 3 часа. Проводятся занятия раз в неделю в первой половине дня. В курс включено 5 занятий с психологом, одно с акушером-гинекологом, одно с педиатром. Формат в основном лекционный, однако предполагает включение элементов арт-терапии, домашних заданий, а также диалога между ведущим и группой и между участниками группы. 

        Помимо лекционных материалов, обмена опытом и бесед в программу включены следующие элементы арт-терапии:

1. На занятии №2 проводится методика «Моё настроение» (мамам предлагается нарисовать своё настроение так, как они себе его представляют, в любых образах, после чего в группе происходит обмен впечатлениями по каждому рисунку). Данная методика, а также весь лекционный материал направлены на то, чтобы беременная женщина обратила внимание на свои эмоции, а в дальнейшем и тело, стала внимательнее прислушиваться к тем изменениям, которые с ней происходят. В перспективе это переводит переживания, касающиеся данных изменений, на осознанный уровень.

2. На занятии №7 проводится методика «Капсула времени» (мамам предлагается написать ребёнку письмо о своих ожиданиях по отношению к будущему ребёнку, страхах, переживаниях и желаниях, после чего эти письма запечатываются в конверты, и их предстоит открыть через год). Данная методика помогает мамам лучше осознать свои переживания и нередко способствует любопытным открытиям (так одна беременная обнаружила, что в письме обращается к явно взрослому ребёнку, хотя в инструкции чётко обговаривается, что письмо адресовано ребёнку в настоящем). 

3. Наконец, в течение занятий №5, №6 и №7 мамам часто предлагается манипулировать куклами-младенцами для закрепления навыков пеленания, купания, подмывания и пр. Многие современные женщины сталкиваются с отсутствием опыта общения с младенцами (чего не бывает, например, в обществе традиционном), что приводит к искажённому восприятию и образу будущего ребёнка, а также многочисленным страхам.

 

     Сама же методика диагностики динамики формирования образа ребёнка проходит в 2 этапа. 

     На первом занятии мамам предлагается методика «Рисунок «Я и мой ребёнок», предложенная и апробированная Филипповой Г.Г., а также проводится структурированное интервью. 

   Проективная методика «Я и мой ребёнок» даётся с классической инструкцией без каких-либо видоизменений. Мамам предлагаются листы А4 и 2 набора фломастеров по 12 штук. На работу отводится ограниченное количество времени (до 15 минут). Также беременных просят ничего не стирать и не замазывать корректором (есть возможность только заштриховать, зарисовать, что обычно остаётся заметным, а также является дополнительным диагностическим признаком). Несмотря на просьбы группы, расшифровка рисунков не выдаётся, дабы не снизить валидность диагностических данных.

     В структурированном интервью беременных опрашивают и фиксируют следующие данные:

1. Возраст

2. Образование

3. Семейное положение

4. Срок беременности

5. Соматическое состояние на данный момент, а также эпизоды госпитализации в течение всей беременности (если они есть)

6. Представления о будущем ребёнке в детстве

7. Представления о будущем ребёнке на данный момент

8. Ожидания, связанные с появлением ребёнка

9. Первая эмоциональная реакция при известии о беременности

10. Изменения, которые привнесла беременность в жизнь будущей матери

     Методика «Я и мой ребёнок» проводится в группе, а интервью отдельно с каждой беременной для обеспечения конфиденциальности (в перерывах, после занятия). 

     Второй этап диагностики проводится по завершении курса, в конце седьмого занятия. Беременным снова предлагается методика «Я и мой ребёнок» с просьбой посидеть минуту с закрытыми глазами и «настроиться», представить себе этот образ «здесь и сейчас». После чего происходит обмен мнениями и впечатлениями по каждому рисунку, а также каждой маме предоставляется возможность самой сравнить между собой оба своих рисунка. Всё это элемент терапевтический, а не диагностический, однако необходимый для работы, так как отпустить беременных без обратной связи не представляется ни возможным, ни этичным. 

   На этот раз интервью не проводится заново, но будущим мамам предлагается заполнить небольшой опросник с неоконченными предложениями, по сути дублирующими вопросы структурированного интервью (см. Приложение №1).

     Всего в исследовании приняло участие 32 женщины от 23 до 34 лет. Все женщины первородящие, находящиеся на момент начала занятий на 24-31 неделе беременности (т.е. первая половина третьего триместра).

     26 женщин имеют высшее образование в различных сферах. Остальные –среднее образование. Дополнительная диагностика познавательной сферы не проводилась, однако в беседе и по результатам наблюдения выявлено, что все женщины обладают достаточным интеллектом и развитыми когнитивными функциями для участия в программе и усвоения материала, а также для выражения собственных чувств и переживаний.

     На момент начала программы продолжали работать 7 женщин, к концу курса все участницы взяли декретный отпуск. Трое не работали и до беременности.    

     30 женщин находятся в зарегистрированном браке, двое  - в т.н. гражданском.  

     Эти факты во многом способствует валидизации исследования, так как выборка является максимально уравненной по значимым показателям.

 

   Полученные результаты по методике «Я и мой ребёнок». Представлен материал группы из 32 женщин на первом и втором этапе диагностики.

срок беременности количество цветов наличие фигур положение на листе возраст ребёнка совместная деятельность символическое изображение размер рисунка

 

Результаты методики «Я и мой ребёнок» на первом (I) и втором (II)  

этапах диагностики.

Примечание: срок беременности указывается в акушерских неделях; м - мама, р – ребёнок, д – дополнительные фигуры (например, папа); ц – центральная часть листа, вл – верхний левый угол, вп – верхний правый угол; «+» - наличие критерия, «-» - отсутствие критерия, «+/-» - относительное наличие критерия; б – большой рисунок (заполнено практически всё пространство листа), ср – средний рисунок (заполнена примерно половина листа), м – маленький рисунок (заполнено меньше половины пространства листа), см - сверхмаленький рисунок (размер рисунка соответствует 2-3 см).

 

      Как следует из таблицы, некоторые показатели невербального портрета ребёнка заметно меняются в процессе психологической подготовки к родам. Необходимо рассмотреть отдельно каждый представленный показатель.

     Расчёты показали, что различия по параметру «количество цветов» (используемых мамой при выполнении методики «Я и мой ребёнок») на двух этапах диагностики статистически значимы (критерий Манна-Уитни при р≤0,01). Использование цвета в рисунке отражает эмоциональное отношение респондента к ситуации, теме изображения. Таким образом, мы имеем право утверждать, что эмоциональное отношение матери значимо меняется в процессе психологической подготовки к родам. Эти данные будут дополнены далее при анализе невербального портрета будущего ребёнка.

     В 5 случаях из 7 случаев (что тождественно 71,5%) отсутствующая фигура ребёнка появляется в рисунках матерей на втором этапе диагностики. Это свидетельствует о резком снижении уровня тревоги, в также динамике в формировании т.н. адекватного стиля самовосприятия беременности. Отсутствие фигуры ребёнка говорит об отвергающем или игнорирующем стиле, а появление изображения младенца к концу программы непосредственно связано с осознаванием и принятием беременности.

     В 27 случаях из 32 местоположение рисунка на листе не меняется, при этом в 21 случае (что тождественно 66%) женщины используют центральную часть листа. Необходимо отметить, что такое положение рисунка свидетельствует об адекватном стиле самовосприятия беременности, из чего следует, что подобные занятия не приводят к негативной динамике в данном аспекте. В пользу такого рода размышлений говорят также данные по параметру «совместная деятельность». Всего в двух случаях из 32 совместная деятельность (или тесный контакт) с ребёнком исчезают с рисунков. Причём в обоих случаях это связано с исчезновением фигуры матери как таковой, что свидетельствует о росте тревоги и неуверенности в своих силах. Однако при беседе с респондентками обнаруживается достаточно высокий уровень рефлексии, что несомненно является мощным ресурсом. 

     Отсутствие негативной динамики развития самовосприятия беременности также заметно по двум другим параметрам: символическое изображение ребёнка и размер рисунка. Из 11 случаев полного или частичного использования символического изображения фигур матери и ребёнка в 5 наблюдается динамика по замене символики на фигуры реального мира (людей). Учитывая, что использование символики в рисунке говорит о глубинных неосознаваемых и подавляемых амбивалентных эмоциях, с которыми трудно работать, этот результат является значимым и достойным внимания. В 4 случаях уровень использования символики остался прежним, в 2 незначительно увеличился (что может быть связано с фактором личностной тревожности женщин, однако данный факт требует дополнительного подтверждения).

     Что касается параметра «размер рисунка», то нельзя не отметить отсутствие случаев уменьшения рисунка в размере. А в 11 случаях размер рисунка значительно увеличивается. В данном случае можно говорить о наличии тенденции к увеличению размера рисунка в процессе психологической подготовки к родам, как о признаке положительной динамики в формировании адекватного стиля самовосприятия беременности.

     Отдельно необходимо рассмотреть параметр «возраст ребёнка». Различия по данному параметру на двухэтапах диагностики статистически значимы (критерий Манна-Уитни при р≤0,01). Возраст изображаемого ребёнка, максимально приближенный к младенческому, свидетельствует об адекватном стиле самовосприятия беременности. Это является значимым прогностическим фактором для определения стиля воспитания, а также эмоционального принятия матерью новорождённого. Что, в свою очередь, дают возможность с высокой долей вероятности прогнозировать благополучное взаимодействие между матерью и ребёнком в дальнейшем.[53; 54] 

 

     Таким образом существуют основания утверждать, что в процессе психологической подготовки к родам наблюдается значительная динамика в формировании адекватного стиля самовосприятия беременности, что в дальнейшем ведёт к гармоничному взаимодействию между матерью и ребёнком. 

     Для выявления характерных особенностей динамики формирования образа ребёнка в процессе психологической подготовки к родам результаты исследования требуют сравнения с данными, полученными при диагностике женщин, не проходивших подобных курсов. Но перед этим необходимо завершить качественный анализ данных. 

 

 Сводные данные, полученные с помощью методики «Я и мой ребёнок», структурированного  интервью и анкетирования на первом (I) и втором (II) этапах диагностики. 

Примечание: п – позитивное отношение, н – негативное, ам – амбивалентное; V – наличие критерия при выборе из более чем двух вариантов; «+/-» - наличие или отсутствие критерия при отсутствии дополнительных альтернатив.

 

     Для анализа были выбраны 4 показателя: эмоциональное отношение к ребёнку, субъектность, отнесённость к настоящему времени, а также дифференцированность от представлений о себе. С точки зрения благополучного формирования самовосприятия беременности (т.н. адекватного стиля), которое неразрывно связано с развитием образа будущего ребёнка у беременной женщины, данные показатели являются оптимальным диагностическим материалом. Благодаря анализу динамики подобных результатов у исследователя появляется возможность оценить:

1. Характер образа будущего ребёнка;

2. Стиль самовосприятия беременности;

3. Вероятность формирования благополучных (адаптивных, оптимальных) взаимоотношений между матерью и ребёнком в дальшнейшем.

     Конечный результат подобного анализа – выявление факторов риска развития неадаптивной личности ребёнка. Это в очередной раз подчёркивает, во-первых, актуальность проводимого исследования, а во-вторых, обоснованность выбранный для анализа показателей.

   Говоря о вышеназванных показателях, необходимо уточнить, что понимается под каждым из них.

     Под эмоциональным отношением к будущему ребёнку понимается комплекс аффективных и эмоциональных переживаний, испытываемых по отношению к будущему ребёнку. Отношение может быть униполярным (позитивным или негативным), а также амбивалентным. Принято считать, что более адаптивным вариантом является амбивалентное отношение к ребёнку (амбивалетный образ будущего ребёнка). Это свидетельствует о том, что противоречивые переживания матери осознаются и не вызывают чрезмерного напряжения, требующего включения работы психологических механизмов защиты. В свою очередь, это характеризует мать как зрелую личность с выраженной возможностью принимать себя и других. [4; 56]

     У 14 женщин отмечается динамика в эмоциональном отношении к ребёнку в сторону амбивалентности. При этом у 4 отношение изменилось с негативного на амбивалентное, что является значимым и важным результатом в работе. В 15 случаях эмоциональная окраска образа не изменилась, что говорит о жёсткости и некоторой ригидности данного образования. Необходимо отметить, что подобные перцептивные образования трудно поддаются корректировке, так как затрагивают мотивационные и ценностные структуры личности. Тем не менее у 44% респонденток отмечается явная динамика. 

     Нельзя обойти вниманием случай №10, в котором амбивалентное отношение к ребёнку сменилось униполярным (позитивным). Дополнительная беседа с испытуемой показала, что это связано с изменением в семейной ситуации (достигнуто взаимопонимание с собственной матерью). Этот результат нельзя назвать артефактом, так как такое положение вещей имеет место быть (мотивация к беременности у женщин бывает как адаптивной, так и дезадаптивной, как например, попытка что-то «доказать» собственным родителям). Это позволяет судить о некоторых личностных характеристиках испытуемой, однако тот факт, что в этот период времени она находилась в процессе психологической подготовки к родам, может свидетельствовать о побочных и косвенных эффектах подобных программ. Данное положение требует дальнейшей разработки и является лишь наброском к следующим научным изысканиям.

     Таким образом, можно утверждать, что эмоциональное отношение к ребёнку, выражаемое вербально (интервью, анкетирование) и невербально (рисунок) меняется в ходе психологической подготовки к родам с следующей тенденцией: от униполярного образа к амбивалентному.

     Следующий критерий, который был рассмотрен в работе – субъектность образа. Выявлено, что в момент, когда молодая мама чувствует первые шевеления ребёнка, начинается важный процесс формирования субъектного образа ребёнка. Если в первом триместре беременности и начале второго образ будущего ребёнка объектен (ребёнок воспринимается как часть собственного тела без собственной активности), то с момента первых ощущения шевеления плода, будущая мама начинает осознавать «отдельность» ребёнка от себя, его субъектность. Если этого не происходит, существует большая вероятность формирования дезадаптивных взаимоотношений между матерью и ребёнком. 

     У 30 женщин на втором этапе диагностики отмечается наличие субъектности образа будущего ребёнка. У трёх респонденток (№15, 30, 32) динамики не наблюдается. Им также характерно отсутствие динамики по таким важным показателям, как эмоциональное отношение (осталось униполярным) и дифференцированность образа. Положительная динамика наблюдается только по показателю «отнесённость к настоящему времени». Что интересно, несмотря на срок беременности на момент начала занятий (от 24 до 31 недели, что соответствует первой половине третьего триместра), у 13 респонденток наблюдается выраженная объектность образа будущего ребёнка на первом этапе диагностики («это частичка меня», «я ощущаю его как саму себя», «мы неразделимы» и пр.). При этом у 10 женщин ко второму этапу диагностики прослеживается явная динамика данного показателя («я стала замечать, какая она активная», «он особенно активен по ночам, днём меньше, я раньше не очень обращала на это внимание» и пр.). 

    Далее был рассмотрен показатель «отнесённость к настоящему времени». Этот показатель строится на основе невербальных критериев (возраст ребёнка на рисунке), а также на том, как мама описывает своего будущего ребёнка в беседе и в анкете. Крайне любопытным является тот факт, что в некоторых случаях вербальные и невербальные характеристики на первом этапе диагностики не совпадают (№7, 9, 20, 31). В проективной методике изображён младенец, однако, когда мама описывает своего ребёнка, она явно говорит о более старшем возрасте («мы будем много общаться», «ей, наверняка, понравятся мои куклы» и пр.). Возможно, это связано с дефицитом знаний по возрастной психологии, о раннем развитии ребёнка и его особенностях, а также отсутствием опыта общения с младенцами. Тем не менее, как и в Таблице 1, мы можем наблюдать явную тенденцию к снижению возраста ребёнка в представлениях матери о нём и приближении к настоящему времени. Женщины продолжают с интересом и опаской заглядывать в будущее, но всё больше начинают размышлять об актуальных нуждах и потребностях ребёнка.

     И, наконец, последний, но не по значению, критерий – «дифференцированность». Под этим термином мы будем понимать дифференцированность образа ребёнка, в первую очередь, от представлений матери о себе, значимых близких. Это крайне сложный, неоднозначный и вместе с тем важный критерий, который имеет непосредственную связь с ожиданиями матери, накладываемыми на будущего ребёнка, её ориентацией на общественное мнение и социальную детерминацию. Новорожденному предстоит жить, расти и развиваться в системе ценностей своей матери, и если эта система нацелена лишь на некое «соответствие» представлениям о нормах, то подобные взаимоотношения смело можно назвать дезадаптивными. Но если уже в период беременности молодой маме доступно понимание и разделение желаний, стремлений и потребностей на «свои» и «чужие», то это может стать крепким фундаментом для развития в будущем зрелой личности её собственного ребёнка.          

     Всего у 4 женщин на первом этапе диагностики наблюдается дифференцированность образа ребёнка. Судя по полученным результатам, данный критерий, как образование, самое сложноподдающееся коррекции. В первую очередь это связано с тем, что при формировании дифференцированности задействованы такие структуры личности, как мотивация, ценностные ориентации, образ семьи и установки, связанные с семьёй, а также самооценка и уровень притязаний. Тем не менее у 12 женщин наблюдается динамика в сторону лучшей дифференцированности образа будущего ребёнка. Таким образом, мы можем говорить о тенденции к «благополучной», «позитивной» динамике образа будущего ребёнка в процессе психологической подготовки к родам.

 

     Подводя итоги первой части обсуждения, можно сказать, что в ходе исследования выявлены статистически значимые различия по некоторым показателям невербального портрета ребёнка (количество используемых цветов и возраст изображённого ребёнка). Это свидетельствует о положительной динамике в формировании образа будущего ребёнка у беременной женщины. 

     Также отмечаются тенденции в формировании субъектного, дифференцированного образа ребёнка. Ко всему прочему наблюдается тенденция к формированию амбивалентного образа будущего ребёнка. 

     Всё это, а также приведённые выше данные и размышления, позволяют говорить о безусловной значимости психологической подготовки к родам. Однако для полноценного анализа необходимо понять, существуют ли характерные особенности в динамике формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины именно в процессе психологической подготовки к родам. Или же каждая женщина проходит через подобные изменения независимо от факта посещения занятий.       

 

 

Сопоставление полученных результатов с данными других 

исследований.

     В качестве «контрольной» группы рассмотрим данные, полученные в ходе диссертационного исследования 2001 года Агнаевой Е.Х-М. [4]

     Объектом исследования явились две группы первородящих беременных женщин. В основную группу вошли 44 женщины с диагнозами «бесплодие» и «привычное невынашивание» в анамнезе. Контрольная группа состояла из 41 «условно здоровой» женщины. В анамнезе испытуемых, составивших данную группу, отсутствовали диагнозы, указывающие на нарушения в репродуктивной функции женщины. Группы были выровнены по социально-демографическим и экономическим показателям. Всего в исследовании приняло участие 85 женщин в возрасте от 19 до 35 лет. 

     В качестве одной из основных целей исследования было заявлено осуществление структурного, содержательного, функционального и динамического анализа образа будущего ребенка у беременной женщины. 

     Исследование вызывает неподдельный интерес, однако на данный момент особым значением обладают результаты полученные по группе «условно здоровых» женщин, чему соответствует выборка, представленная в данной работе.

          В данном диссертационном исследовании были рассмотрены 2 группы беременных с разным соматическим статусом и сделано 3 диагностических среза, соответствующие триместрам беременности. Так как женщины, участвующие в программе психологической подготовки к родам, на момент начала работы находились в первой половине третьего триместра, ограничимся данными только третьего среза. 

     В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых раннее: происходит осознание женщиной бессознательных представлений о ребенке; дифференциация образа дитя от представлений матери о себе и других. Специфическими особенностями образа будущего ребенка у беременной женщины является: центральное положение субъектных характеристик; доминирование на всех уровнях характеристик ребенка, связанных с представлениями о том, каким он будет после рождения. [4; 59]

     Таким образом, исследования показывают, что уже к третьему триместру беременности у женщины должен сформироваться субъектный, дифференцированный образ будущего ребёнка, положительно окрашенный, с амбивалентными тенденциями, отнесённый к настоящему времени. Становится очевидным, что каждая женщина во время беременности сталкивается с подобными тенденциями, однако все проходят через это по-разному. В первую очередь, это зависит от степени осознанности разворачивающихся процессов, эмоционального принятия изменений, которые происходят с женщиной, а также от некоторых личностных особенностей.

     Необходимо отметить также, что в исследованиях речь идёт о «здоровых» тенденциях, при этом степень, или уровень, позитивного развития образа будущего ребёнка измерению не подвергалась. Отсюда следует, что к третьему триместру беременности далеко не все женщины приходят со сформировавшимся, субъектным, дифференцированным и пр. образом ребёнка. 

     Какие же изменения, происходящие с молодой мамой в процессе психологической подготовки к родам, в этом контексте значимы?

     Для начала, стоит заметить отсутствие негативных тенденций в формировании вербальных и невербальных характеристик образа будущего ребёнка у беременной женщины в процессе прохождения программы. Единичные случаи изменения эмоционального отношения к ребёнку, скорее всего, связаны с активными процессами осознавания вытесненных ранее переживаний, которые провоцирует групповая работа. Это в конечном итоге нельзя назвать отрицательным результатом работы, так как при дальнейшем профессиональном сопровождении мамы эти процессы могут стать бесценным источником позитивных изменений.

     Далее обратим внимание на тот факт, что, несмотря на срок беременности, абсолютное большинство респонденток на первом этапе диагностики демонстрировали некоторое отставание в формировании образа будущего ребёнка. Учитывая, что этот процесс крайне устойчив к разного рода воздействиям и затрагивает глубинные структуры личности, не может не радовать тот факт, что по итогам программы мы наблюдаем не только тенденции к изменению, но и позитивную динамику. Причём как в эмоционально-оценочном аспекте (статистически значимые различия на двух этапах диагностики критерия «количество используемых цветов»), так и в формально-содержательном (то же при диагностике критерия «возраст ребёнка»).

         В процессе психологической подготовки к родам наблюдается ряд особенностей формирования образа будущего ребёнка по сравнению с этим же процессом, проходящим без профессионального сопровождения.  Во-первых, в ходе исследования выявилось, что образ будущего ребёнка у участниц программы на момент начала занятий условно не соответствует сроку беременности. Можно предположить, что интуитивное ощущение подобных феноменов и толкает маму к посещению подобных занятий. В этом прослеживается определённая логика, так как подавление переживаний часто ведёт не только к искажённому формированию образа будущего ребёнка, но и к повышению уровня тревоги. При этом молодые мамы обращаются к специалистам, но их задачей является не работа с переживаниями и образом будущего ребёнка, а поиск информации, которая, как им кажется, полностью избавит их от тревог и волнений. На занятиях же мамы сталкиваются с необходимостью размышлять о ребёнке, о его потребностях, его актуальном состоянии, своей новой роли матери и пр. Всё это приводит к актуализации процессов осознавания и в конечном итоге к активной динамике процесса формирования позитивного, благополучного образа ребёнка.

     Во-вторых, стоит отметить, что структура занятий приводит к тому, что мамы акцентируют своё внимание, в первую очередь, на эмоционально-оценочных аспектах образа будущего ребёнка. Это заметно и в вербальном и невербальном портретах. В этом контексте становятся понятны статистически значимые различия по критерию «количество используемых цветов». Также в рисунках отмечается рост количества деталей. К сожалению, подсчёт подобных деталей не представляется возможным в силу субъективности оценки данного феномена. Однако и игнорировать этот факт тоже не стоит. 

     Беременные женщины в процессе психологической подготовки к родам постоянно находятся в процессе размышлений и осознавания себя, своего состояния (этому способствуют дискуссии, различные задания и пр.). Они концентрируют своё внимание на эмоциональном аспекте переживания беременности. Неудивительно, что наиболее значимые изменения в образе будущего ребёнка происходят именно в этом направлении.     

     Что касается формально-содержательных характеристик, то тут необходимо отметить тот толчок, который даёт психологическая подготовка к родам. Казалось бы, в третьем триместре беременности именно по этим показателям не должно возникать никаких вопросов (образ будущего ребёнка к третьему триместру должен быть субъектным, дифференцированным, отнесённым к настоящему времени), однако приходится столкнуться с тем, что именно здесь сосредоточены основные трудности и несоответствия. Несмотря на это, психологическая подготовка к родам запускает активную динамику развития формально-содержательных характеристик образа будущего ребёнка, что приводит позитивным изменениям по вышеозначенным критериям. 

 

     Таким образом, мы можем говорить о том, что в процессе психологической подготовке к родам положительная динамика наблюдается более отчётливо и наглядно как в формировании эмоционально-оценочных характеристик образа будущего ребёнка, так и формально-содержательных. Это происходит, несмотря на некоторое несоответствие срока беременности респонденток и предъявляемого ими образа будущего ребёнка на первом этапе диагностики. При этом в процессе психологической подготовки к родам не наблюдается отрицательной динамики развития образа ребёнка ни по одному из рассмотренных критериев. Занятия способствуют осознаванию подавляемых мамой переживаний, активному формированию «благополучного» образа будущего ребёнка. 

 

Заключение.

     В заключении хотелось бы ещё раз перечислить ряд особенностей формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в процессе психологической подготовки к родам. 

     Одним из важнейших результатов работы стало выявление статистически значимых различий по параметру «количество цветов» (используемых мамой при выполнении методики «Я и мой ребёнок») на двух этапах диагностики (критерий Манна-Уитни при р≤0,01). Эмоциональное отношение матери к ребёнку значимо меняется в процессе психологической подготовки к родам. Эти данные дополняются другой тенденцией к изменению эмоционального отношения к ребёнку: от униполярной к амбивалентной.

     Вышеуказанная тенденция, а также увеличение размера рисунка, его центральное местоположение свидетельствуют об активном формировании адекватного стиля самовосприятия беременности. 

     Отдельно хочется отметить ещё одни статистически значимые различия по критерию «возраст ребёнка» (критерий Манна-Уитни при р≤0,01). Возраст изображаемого ребёнка, максимально приближенный к младенческому, также свидетельствует об адекватном стиле самовосприятия беременности. Это является значимым прогностическим фактором для определения стиля воспитания, а также эмоционального принятия матерью новорождённого. Что, в свою очередь, дают возможность с высокой долей вероятности прогнозировать благополучное взаимодействие между матерью и ребёнком в дальнейшем. Также наблюдается динамика по критерию «отнесённость к настоящему времени» в вербальном портрете ребёнка.

     Помимо всего прочего, мы можем говорить о тенденции к «благополучной», «позитивной» динамике образа будущего ребёнка в процессе психологической подготовки к родам благодаря наблюдаемой динамике по критерию «дифференцированность», субъектность.

     Всё это, а также приведённые выше данные и размышления, позволяют говорить о безусловной значимости психологической подготовки к родам.

 

     В процессе психологической подготовке к родам положительная динамика наблюдается более отчётливо и наглядно как в формировании эмоционально-оценочных характеристик образа будущего ребёнка, так и формально-содержательных. При этом в процессе психологической подготовки к родам не наблюдается отрицательной динамики развития образа ребёнка ни по одному из рассмотренных критериев. Занятия способствуют осознаванию подавляемых мамой переживаний, активному формированию «благополучного» образа будущего ребёнка. 

     Подводя итоги, необходимо обратить внимание, в первую очередь, на прогностическую значимость психологической подготовки к родам. Наблюдая за тем, как формируется образ будущего ребёнка у беременной женщины и способствуя его адекватному развитию, мы можем делать выводы о том, как будут проходить роды, как будут складываться взаимоотношения между матерью и ребёнком, а главное, как будет формироваться личность ещё неродившегося малыша. Также в качестве перспектив дальнейшей работы хотелось бы отметить следующее направление: качественный анализ данных о родах и сопоставление их с результатами диагностики, проведённой в ходе психологической подготовки к родам. На данный момент, это всего лишь теоретические выкладки и размышления на тему дальнейших научных изысканий. Но, если уже сейчас становятся очевидными возможности для дальнейшей работы, нельзя недооценивать значимость и актуальность проведённого исследования. 

 

Выводы.

1. Существует ряд характерных особенностей формирования образа будущего ребёнка у беременной женщины в процессе психологической подготовки к родам:

Психологическая подготовка к родам способствует формированию адекватного стиля самовосприятия беременности;

Во время подготовки к родам внимание женщины в основном сконцентрировано на эмоционально-оценочных критериях образа будущего ребёнка;

Отчётливая динамика наблюдается и в случае несоответствия образа будущего ребёнка сроку беременности или наличию негативных тенденций в формировании этого образа.

2. Психологическая подготовка к родам способствует развитию формально-содержательных и эмоционально-оценочных характеристик образа будущего ребёнка у беременной женщины (выявлены статистически значимые различия по критериям «количество цветов» и «возраст ребёнка» на двух этапах диагностики).

3. Психологическая подготовка к родам стимулирует «положительную» динамику в развитии образа будущего ребёнка у беременной женщины:

Негативная динамика в формировании образа будущего ребёнка в процессе психологической подготовки к родам отсутствует;

Снижается уровень тревоги;

Формируется субъектный, дифференцированный, отнесённый к настоящему времени и эмоционально положительно окрашенный образ будущего ребёнка.

 

 

Литература

1. Абрамченко В.В, Мальгина Г.Б., Коваленко Н.П., Убайдатова Б.А. Стресс и беременность. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 49.

2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психического развития ребенка первого года жизни. / Мозг и поведение младенца. М., 1993. -277с. 

3. Аверина Ю.В., Пашкова Е.С. Особенности психокоррекционной работы с повторнородящими женщинами, имеющими психотравмирующий опыт рождения первенца. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2001. С. 109.

4. Агнаева Е.Х-М. Образ будущего ребёнка у беременной женщины. Дисс. К.п.н. Ростов-на-Дону. 2001.

5. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. - №3. С. 3 – 18.

6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Педагогика,1996.-384 с.

7. Андреева Н.С. Социально-философские проблемы пола и семьи. // Вопросы философии. 1980. - №1. - С.24-31. 

8. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства. / Проблемы родительства и планирования семьи. М., 1992. - С. 11-28. 

9. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология структур и процессов. М.: Nоta Bene, 1998. - 360 с. 

10. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1979. - 269.

11. Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности. // Вопросы психологии. 1980.- №3. - С.45-54. 

12. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498с.

13. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический анализ. М.: Мысль, 1988 - 238с. 

14. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»).

15. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001. С. 164 – 179.

16. Брехман Г.И., Лапочкина Л.Н. Индивидуальные особенности женщин с физиологическим течением и угрозой невынашивания в первом триместре беременности по данным MMPI. // Журнал практического психолога. 1996. - №3. - С.29-32. 

17. Брутман В.И., Варга А .Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. // Психологический журнал. т.21. - 2000.- №2, - с.79-87.

18. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты социального и психологического обследования женщин, отказывающихсяот своих новорожденных детей. // Вопросы психологии. 1994 - №5 -с.31-44. 

19. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности.// Вопросы психологии. – 1997г., №6.

20. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 43-45.

21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 200с.

22. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма Класс, 1998 - 79с. 

23. Вишневский А.Г. Два исторических типа демографического поведения // Социологические исследования. 1987.- С.86-74. 

24. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 103-106.

25. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьва. // Вестник Московского университета. 1979. - №4. - С.25-41. 

26. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004. – 736 с.

27. Добряков И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин. / Материалы Российской межрегиональной конференции «Перенатальная психология в родовспоможении». Спб, 1997.-с. 57-62.

28. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. – 23 с.

29. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.

30. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998 134с.

31. Зуйкова Е. М, Ерусланова Р. И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 300 с.

32. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщ

Клиники и роддома