Поиск

Лучший возраст для детского сада

Водянка оболочек яичка
Киста семенного канатика
Фимоз
Крипторхизм
Синдактилия, полидактилия
Мышечная кривошея
На приеме логопеда
Вредные привычки
Для маленьких и модных
Дисбактериоз кишечника
Безупречная защита и восстановление травмированной кожи вашего малыша
Инфекция мочевой системы у детей
Какие бывают подгузники и как их правильно выбрать?
«БУТЫЛОЧНЫЙ КАРИЕС» - УГРОЗА СЧАСТЛИВОЙ УЛЫБКЕ РЕБЕНКА!
Под защитой изобретения века
Аптечка мамы и малыша «ФЭСТ»
Отдых с умом или умный отдых
Когда солнце не друг, а дым отечества не сладок
Уроки закаливания, или Путь к здоровью
Кушать подано, или все о детском питании
Идеальная формула здоровья
Детский гинеколог. Внимание к главному.
Лучший возраст для детского сада
Раннее прикладывание к груди
Сердце малыша
Как случается любовь к новорожденному?
Как выбрать кроватку?
Грудное вскармливание: осторожно, трещины!
Кормим грудью: интересное в цифрах!
Малыш родился раньше срока
Нарушения лактации и как их избежать
Меню кормящей мамы
Первый месяц жизни - становление взаимоотношений ребёнка и взрослого
Уход за кожей малыша
Купаем малыша
Респираторные заболевания у детей первого года жизни и их профилактика.
Если заболел новорожденный…
Зри в пупок
Закаливание детей раннего возраста
Дисбактериоз кишечника у детей младшего возраста
Сон и его расстройства у детей
Медицинское наблюдение ребенка на первом году жизни
Профилактические прививки: за и против
Когда ребенок болеет...
Кишечные инфекции у детей
Аденоиды у детей
Варикоцеле у детей
Аппендицит у детей
Грыжи у детей
Дисплазия тазобедренных суставов

«Все в сад!»
Казалось, еще вчера вы принесли маленький сверточек из роддома, а уже сегодня готовите документы для поступления в первое образовательное учреждение —  детский сад.
Большинство малышей впервые переступают порог садика в возрасте около 3 лет. Конечно, существуют и ясли, куда ребят принимают с полуторагодовалого или даже более раннего возраста, однако, это очень индивидуальное решение родителей и зависит не только от материального положения, но и от характера, темперамента ребенка.
Если один ребенок легко и органично пошел в детский сад с трех лет, это не значит, что и для другого ребенка этот возраст тоже окажется удачным для начала «общественной» жизни.
Не секрет, что первый поход в сад - серьезное испытание для любого ребенка.
Что и как нужно сделать родителям, чтобы адаптация к детскому саду прошла плавно, мягко и практически незаметна для ребенка?
Подготовка ребенка к детскому саду требует времени, поэтому начинать следует заранее.

 

ГОТОВНОСТЬ №1

Начнем с себя.
 Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами и демонстрируйте ребенку своё спокойствие и уверенность.


Больше рассказов хороших и разных.
Если вы живете рядом с  вашим будущим детским садиком, старайтесь почаще гулять около него, чтобы ребенок успел привыкнуть к месту. Чем больше знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти период адаптации. Хорошо, чтобы ребенок видел, как дети гуляют в садике. Тогда в  голове малыша появится представление о детском саде, как о месте, где дети играют вместе (и с ними ничего плохого не происходит). Рассказывайте ребенку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Там он будет гулять, кушать, играть с другими детьми. А потом придет мама (папа, бабушка), и вы вместе пойдете домой. Не забывайте завершать рассказ возвращением домой - ребенок должен твердо знать, что расставание с мамой будет недолгим.


Одинаковый режим.
Все мы прекрасно знаем, что нарушение режима дня само по себе ведет к перевозбуждению ребенка. Чтобы не усиливать стресс адаптационного периода, заранее приведите режим ребенка в соответствие с распорядком дня, принятого в садике. Если ваш ребенок еще пользуется соской-пустышкой, не может заснуть без бутылочки молока или привык спать в одноразовых подгузниках – обязательно уточните, допустимо ли использование всех этих вещей в садике. Если нет, то отказываться от них тоже лучше заблаговременно.


«Уходя, уходи».
К сожалению, никакая подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней в садике. Малыш отправляется в совершенно новый мир. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время ребенок будет капризничать, оставаясь в саду.
Большинство детских слез и капризов - не более чем «шоу для мамы». Как только мама уходит, ребенок успокаивается и идет играть с другими детьми. Но, как любой талантливый актер, ребенок сам искренне верит в свою игру, и чем дольше длится шоу, тем больше малыш убеждает себя, что ему в садике плохо. Поэтому не затягивайте сцены прощания.


Учимся общаться.
Адаптации ребенка к обществу других детей очень хорошо способствуют детские развивающие центры. Туда можно привести ребенка на 1-3 часа и не только для занятий, но и для совместных игр. Так же сейчас много игровых комнат при торговых центрах и кафе, что тоже позволит ребенку научиться взаимодействовать с окружением и действовать по установленным правилам.

ГОТОВНОСТЬ №2
Важным моментом для посещения детского сада всё же является  определенный набор умений и навыков у ребенка. Итак, к трем годам малыши должны четко и осознанно понимать и самостоятельно справляться со следующими заданиями:


1. Понимать, что воспитатель это взрослый человек и его необходимо слушаться.
Для подготовки к тому, что скоро малышу придется внимать «чужому» человеку, лучше всего ненадолго оставлять его под присмотром подруги, родственницы, няни.


2. Правильно использовать предметы обихода.
К трем годам ребенок должен уметь сидеть и садиться за стол, пододвигать стул, использовать большую и маленькую ложки по назначению. Самостоятельно кушать первые и вторые блюда, а также пить из чашки.


3. Проситься в туалет, менять одежду ко сну, и участвовать в надевании верхней одежды и обуви на прогулку.
Случайности могут быть и поэтому важно иметь запасные комплекты белья под подушкой. Однако если ваш ребенок склонен к энурезу или в игре может забыть попроситься в туалет, обязательно предупредите об этом воспитателя. Тогда она обязательно будет тихонько интересоваться у малыша не пора ли ему в уборную.


4. Уметь одеваться самостоятельно.
Важно показать, как надевать шапку, шарф, варежки, а затем и более сложную одежду и несколько раз подождать, пока у малыша не появится навык.


5. Активно взаимодействовать с другими детьми.
Проблема адаптации в детском коллективе практически не встречается у малышей, имеющих братиков и сестричек. Если же ребенок единственный в семье, ему сложно делить внимание взрослых с другими ребятами. Это может выражаться в капризах, истериках, либо унынии. Научиться с уважением относиться к другим детям и не давать себя в обиду поможет посещение детских площадок, совместный отдых с друзьями, имеющими детей, а так же школы раннего развития.


6. Уметь занять себя игрой.
В детском саду есть официальное время на игры, а так же небольшие отрезки времени между занятиями, едой, прогулкой. Ребенок, который может сам развлечь себя, интереснее проводит в саду время, а также становится лидером группы, тем, кто предложил игру, а не подтянулся к ней.
На самом деле большинство этих умений малыши легко осваивают за 2-3 месяца - именно такой отрезок времени необходим для подготовки к детскому саду. И если вдруг так случилось, что чадо никак не желает кушать сам, то это не повод вести его в сад на полгода позже. Проще предупредить воспитателя о такой особенности, и совсем скоро ребенок будет в компании сверстников самостоятельно кушать манную кашу большими ложками!

Еще о готовности
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник.

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.
Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).
Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может "мстить" воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: "Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели" (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

 Ребенок-флегматик очень «удобный», так как с таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.
Адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.
Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не "вторым домом". Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или "ходить" в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него - чужая территория.
Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Ребенок-холерик напротив очень «неудобный» в детском саду. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.
Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.
Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей и выступать инициатором всех детских шалостей.
Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Ребенок-сангвиник - самый "подходящий" для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.
Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.
Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.
Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Подмаркова Ольга Александровна, семейный психолог, член Профессиональной психотерапевтической гильдии, логопед 

Клиники и роддома